При почти двадцатилетней истории рынка коммерческих услуг по изучению иностранных языков процент населения, свободно владеющего английским, по-прежнему остаётся ничтожно мал. Как результат, наша страна занимает 32 строчку «языкового» рейтинга. От абсолютного дна её отделяют каких-то 12 позиций.
Особенно чётко просматриваются языковые пробелы в сфере международных отношений. Печально наблюдать, когда представитель российской стороны изъясняется на ломаном английском, коверкая до неузнаваемости грамматику и произношение. Естественно, толерантность и воспитанность иностранных коллег не позволяет им открытым текстом посоветовать индивидуальные курсы иностранного языка, но явное негодование, граничащее с недовольством, читается во всём – интонации, мимике и жестах.
Проблема знания языков касается не только деловой сферы, но и всего населения страны. Результаты стандартизированного тестирования, проведённого в 2007-2009 году среди российских граждан, показали, что по недостаточности знания английского Россия лишь немного опередила Таиланд и Турцию, где языковая ситуация обстоит хуже всего. Несмотря на то, что по результатам опроса треть российских предпринимателей считают, что могут свободно изъясняться на иностранном языке, воздерживаясь пройти курсы иностранных языков Санкт-Петербург, большинство переоценивают свои способности и оказываются не способными объясниться даже в обычных жизненных ситуациях, не говоря уже о специфическом деловом английском.
Проблемы с английским в России лежат в плоскости недостатков образования, которое традиционно ставило во главу угла грамматику, пренебрегая развитием словесных форм и выражений. В результате быстрого изменения разговорного английского, знания, полученные когда-то в школе, сегодня мало чем помогут в общении с иностранцами.
Что касается бизнес-среды, то посредственный уровень владения языка объясняется несовпадением учебных программ и реалий нашего времени. Лишь немногие языковые центры практикуют современные прогрессивные подходы и новейшие языковые методики, которые позволяют выучить актуальный английский, а не застревать в языковой истории.
Не «дотягивать по языку» рискует и подрастающее поколение, ведь система языковой подготовки в российских школах отводит по 300 часов аудиторных занятий, тогда как стандартная европейская программа обучения в два-три раза больше. И это с условием погружения в языковую среду. Российские выпускники, покидая стены школы, должны владеть разговорным английским, но на практике большинство из них не могут общаться без специальных курсов.