Современная видеокарта представляет собой настоящий
мини-компьютер, даже стоит она столько сколько рабочая станция среднего класса.
Настроить видеокарту тоже не намного проще, чем полноценный ПК. Для всего, что
сложно, непременно разрабатываются инструменты, которые помогают преодолевать
сложности. О таких инструментах применительно к теме видео и пойдет речь.
NVIDIA в Windows
Универсальным инструментом для настройки видеокарт на базе
чипсета NVIDIA является входящая в фирменный драйвер контрольная панель NVIDIA
ForceWare. Ее возможностей большинству пользователей хватит за глаза. Все
настройки собраны в одном окне с множеством вкладок. Также доступ к некоторым
опциям можно получить, кликнув правой кнопкой мыши по иконке программы в
системном трее. Первая вкладка - сугубо информационная. Непосредственно
конфигурирование следует начинать с выбора устройства, отвечающего за
масштабирование изображения в случае, когда по тем или иным причинам
пользователь вынужден использовать нештатное разрешение. При этом настройка
осуществляется методом "что делаю, то и вижу" - результат сразу же показывается
на картинке с монитором. Точно так же настраивается активный цветовой режим,
причем регулировать можно как все каналы одновременно, так и каждый из основных
цветов.
Однако самое интересное ждет пользователя на вкладке
"Производительность и качество". Именно тут доступны те четыре настройки, от
которых зависит почти все. Во-первых, тут можно определить режим полноэкранного
сглаживания. По умолчанию он полностью дается на откуп запущенному приложению,
что на самом деле является оптимальным выбором для большинства пользователей.
Тем не менее допускается как вообще отключение сглаживания, так и выбор режима
вручную. Смысл тут вот в чем. Любая картинка представляет собой сетку, в которую
вписываются все наклонные линии. То есть любая наклонная на самом деле является
ломаной, что легко увидеть, если посмотреть на графический объект под
увеличением.
Для борьбы с этим артефактом и придумана технология
полноэкранного сглаживания (antialiasing): при ее применении на границах объекта
создаются плавные цветовые переходы. Разумеется, сами "зазубрины" при этом
никуда не пропадают, они просто становятся менее заметными. Чем выше уровень
сглаживания, тем "зазубрины" получаются более заретушированными. Правда, с его
повышением, разумеется, падает производительность системы. Таким образом, задача
настройщика заключается в поиске компромисса между видимым качеством изображения
и скоростью работы системы.
Во-вторых, пользователю позволено задать уровень анизотропной
фильтрации, который по умолчанию также определяется приложением. Технология
анизотропной фильтрации требует больше всего ресурсов, поэтому решать вопрос об
ее использовании следует осторожно. Суть проблемы заключается в том, что как
только объект на экране "поворачивается" к пользователю под углом, все текстуры
начинают размываться. Анизотропная фильтрация позволяет замаскировать это
явление.
Несколько отвлекаясь от темы, хочу заметить, что сравнивать
возможности анизотропной фильтрации карт NVIDIA и ATI на основании чисел,
обозначающих уровни фильтрации, некорректно. Карты NVIDIA используют метод,
называемый MIP-mapping, а компания ATI применяет для своих адаптеров RIP-mapping.
Поэтому 8X от NVIDIA и 8X от ATI - это далеко не одно и то же.
В-третьих, следует разобраться с параметрами IntelliSample. Данная технология
подразумевает выборочное использование анизотропной фильтрации, а это экономит
ресурсы системы. Скажем, если есть область экрана, на которой можно применить
упрощенный режим фильтрации так, чтобы качество не слишком пострадало, то так и
делается. Более того, технология IntelliSample позволяет вообще отключить
фильтрацию на отдельных участках, если программа посчитает, что эффекта от нее
не будет.
Инженеры-разработчики видеокарт NVIDIA предлагают четыре режима,
и каждый из них является компромиссом между качеством и производительностью. По
умолчанию используется режим, при котором упрощение фильтрации происходит только
в случае насущной необходимости, однако если при его использовании
производительность системы является неудовлетворительной, то целесообразно
выбрать что-то попроще.
Если вы используете последние версии драйвера, то вам будут
доступны некоторые дополнительные настройки. В частности, есть приложения, не
имеющие поддержки MIP-mapping. В основном речь идет о старых играх, которые были
написаны еще тогда, когда технологии билинейной и трилинейной фильтрации вообще
отсутствовали. Драйвер позволяет форсировать текстурную фильтрацию на радость
всем поклонникам игр начала 90-х годов.
Для OpenGL-приложений разрешается принудительно ограничить длину
строки со списком расширений. Это нужно для того, чтобы старые приложения не
завершались с ошибкой переполнения буфера. Дело в том, что дополнительные
возможности OpenGL непосредственно в API не входят, а реализуются при помощи
расширений, которые программа получает из списка. Специально для этой цели она
имеет буфер, размер которого может быть меньше размера списка. В этом случае
программа аварийно закрывается. Разумеется, такое положение вещей характерно
только для старых приложений, созданных в то время, когда разработчики еще не
представляли себе, до каких объемов может вырасти список расширений. Последние
версии ForceWare также позволяют повысить производительность, используя
упрощенный режим трилинейной и анизотропной фильтрации. Эти функции никак не
регулируются - их можно либо включить, либо выключить.
Для тонкой настройки драйвера нет нужды искать специальную
программу, поскольку еще не исчерпаны возможности стандартной контрольной
панели. Правда, для того чтобы увидеть эти возможности, придется немного
покопаться в реестре. Надо записать в HKEY_LOCAL_MACHINE\SOFTWARE\
NVIDIA Corporation\Global\NVTweak несколько новых значений типа REG_DWORD:
CoolBits = ffffffff - активируются вкладки "Дополнительные параметры Direct3D" и
"Тактовые частоты";
NvCplEnableAGPSettingsPage = 1 - активируется вкладка "Настройки AGP";
NvCplEnableTroubleshootingPage = 1 - активируется вторая вкладка "Устранение
неисправностей";
NvCplEnableAdditionalInfoPage = 1 - активируется вкладка "Дополнительная
информация".
Разумеется, следует дописывать в реестр только то, что
действительно нужно: вовсе не обязательно вносить в него все эти исправления.
После того как изменения в реестре будут сохранены, на панели управления
появится несколько новых вкладок и, соответственно, несколько новых
возможностей. Прежде всего, пользователь сможет более точно настроить Direct3D.
Для увеличения производительности системы без ощутимой потери качества
пользователю следует определить количество кадров, которые будет готовить
центральный процессор. Значение этого параметра недооценивать нельзя, ведь
одинаково плохо, когда процессор не успевает готовить кадры для видеоадаптера и
когда видеоадаптер не успевает обрабатывать кадры, поставляемые ему центральным
процессором. Помните, что хорошая система - это прежде всего сбалансированная
система.
Тем, кто разрабатывает приложения (да и просто любознательным
товарищам), будет полезно активировать опцию "Диаграмма производительности".
После этого в нижней части экрана появится окошко, которое позволит постоянно
следить за нагрузкой графической подсистемы. Следующая опция "Включение самого
нижнего уровня MIP-текстур" служит для того, чтобы максимально поднять
производительность графической подсистемы. Правда, пользоваться ей следует
весьма осторожно, поскольку качество картинки становится настолько низким, что
ее и картинкой-то назвать сложно.
Вкладка "Тактовые частоты" предназначена для начинающих
оверклокеров. Регулировать там можно только два параметра - основную тактовую
частоту и тактовую частоту памяти. При этом важно знать, что если выставленные
параметры оказались карте не по зубам, но вы поспешили указать программе, чтобы
они применялись при запуске, то загрузку придется производить с нажатой клавишей
Ctrl - так удастся вернуть штатные значения системы. На некоторых картах
допускается использование автоматического разгона (для этого на адаптере должен
присутствовать температурный датчик). Однако применение такого режима явно
неспортивно и потому достойно лишь порицания.
Наконец, пользователь может изменить параметры шины AGP. По
умолчанию драйвер использует тот режим, который считает оптимальным, однако если
пользователь разбирается в предмете лучше, чем драйвер, то он может как
отрегулировать скорость работы порта, так и поэкспериментировать с режимами
быстрой записи и побочной адресации.
ATI в Windows
Для видеокарт на чипе Radeon существует фирменный драйвер под
названием ATI Catalyst, который распространяется в двух вариантах - с Catalyst
Control Center и без оного. Естественно, второй вариант весит чуть ли не в два
раза меньше, однако если у пользователя имеется желание получить быстрый доступ
к основным настройкам карты, то не следует экономить на трафике.
Для предварительной настройки этих карт не требуются никакие
твикеры. Более того, "умолчальные" настройки драйвера подойдут практически всем.
Впрочем, с тем же успехом можно сказать, что они не подойдут никому, а значит,
после установки драйвера настройки все же стоит проинспектировать. Так что
рассмотрим все закладки панели управления по очереди.
Практически все современные видеокарты позволяют вертеть экран
как угодно. Лично у меня вызывает сомнение целесообразность режима "повернуть на
180 градусов", разве что кому-то приятнее иметь кнопки управления монитором
вверху, но вот режимы поворота на 90 градусов весьма полезны. Для их активации
служит вкладка "Поворот". На этой же вкладке можно определить горячие клавиши
для быстрого перевода экрана в другой режим отображения. Правда, представить
себе ситуацию, в которой пользователю понадобилось бы срочно повернуть экран,
довольно сложно (при работе с большими объемами текста это бывает очень удобно.
- Прим. ред.).
На вкладке "Параметры" следует обратить внимание на две опции,
касающиеся резолюции дисплея. Можно отключить функцию быстрой резолюции, которая
по умолчанию включена, и уменьшить частоту DVI на дисплеях с высокой резолюцией.
Только учтите, что активировать последнюю опцию имеет смысл на действительно
больших мониторах. Народные семнашки и девятнашки к ней равнодушны.
Вкладка, которой придется уделить больше всего внимания,
называется "Цвет". Тут все очень просто - можно подгонять гамму, яркость и
контраст либо сразу по всем цветам, либо по каждому цвету отдельно. Для того
чтобы постоянно контролировать результат, на этой вкладке присутствует образец.
Там же настраиваются аналогичные параметры для режима 3D. Причем если у
пользователя никак не получается выбрать между лучшим и хорошим, то ему следует
создать несколько профилей с различными настройками цвета.
Вкладка "Мониторы" актуальна для тех, кому одного монитора мало.
Причем и на этой вкладке настраиваются несколько схем, переключаться между
которыми можно в процессе работы.
На вкладке VPU Recover пользователь может активировать режим, в котором драйвер
будет восстанавливать работоспособные настройки графического ускорителя в том
случае, если он перестанет ему отвечать. Это пригодится в таких случаях, когда
вернуть системе работоспособность посредством перезагрузки затруднительно.
Настройки Direct3D и OpenGL задаются на вкладке 3D. По умолчанию выставлен так
называемый сбалансированный режим, представляющий собой компромисс между
производительностью и качеством. Разумеется, пользователь вправе изменить
приоритеты. Если же есть желание осуществить более тонкую настройку, то следует
активировать опцию "Использовать специальные установки".
Однако продукт, способный удовлетворить большинство
пользователей, вряд ли можно назвать совершенным. Ведь на то оно и большинство,
что всякие тонкости ему кажутся бесполезными. А вот юзеру, который точно
понимает, зачем ему вообще нужна видеокарта дороже 50 долларов, пользоваться
стандартным инструментом будет неинтересно. Впрочем, выбор у такого пользователя
есть. Например, программа ATI Tray Tools. Скачать ее последнюю версию можно по
адресу:
www.thefallenangels.info/att. Если вы дружите с английским языком, то этого
будет вполне достаточно. Если нет, то следует посетить страницу
mickey497.narod.ru/Files/files.html - на ней выложены русификаторы для
различных версий программы.
Правда, нет гарантии того, что на момент выхода статьи будет
готов русификатор для самой последней редакции. Поэтому решите, что для вас
важнее - русский интерфейс или актуальность версии. Хотя это предупреждение из
серии "дуть на воду" - на момент написания статьи все со всем прекрасно
стыковалось.
ATI Tray Tools позволяет делать очень многое, конечно, помимо того, что умеет
Catalyst Control Center. В частности, пользователь может активировать режим, в
котором видеокарта автоматически разгоняется только тогда, когда приложение
требует 3D-режима, а все остальное время работать в максимально стабильном
режиме, ведь для выполнения большинства повседневных задач его будет более чем
достаточно.
А чтобы быть уверенным в том, что карта работает именно в том
режиме, который нужен в данный момент, пользователь может приказать ATI Tray
Tools проигрывать звуки как при входе в 3D-режим, так и при выходе из него.
Программа в состоянии обеспечить непрерывный мониторинг температуры чипа, что
немаловажно для любителей разгона, не желающих ко всему прочему угробить этими
экспериментами свой видеоадаптер. Наиболее высокая частота работы чипа и памяти,
при которой система будет сохранять стабильность, подбирается при помощи тестера
артефактов. Также в программе предусмотрен низкоуровневый разгон с возможностью
создания профайлов для каждого набора значений, включая скорость вращения кулера
(конечно, если карта позволяет регулировать эту величину).
Таким образом, пользователь может создать несколько профилей,
поместить их ярлыки на "Рабочий стол" и вызывать нужный профиль по мере
надобности. Если же щелканье мышкой по ярлыкам он считает ниже собственного
достоинства, то система определения глобальных горячих клавиш поможет оставить
мышь в покое.
ATI Tray Tools может пригодиться и обычным
пользователям, и поклонникам оверклокинга
В качестве дополнительных опций пользователю предлагаются
возможности записи звука и снимка экрана. Правда, для того, чтобы их
использовать, надо назначить каждой функции горячую клавишу. Если же какой-либо
функции вам не хватает, попробуйте поискать на официальном сайте ATI
подключаемый модуль. Не исключено, что его уже кто-то написал. А если нет, то не
беда: API для VC++ / Delphi входит в состав программы, что переводит проблему
спасения утопающих в компетенцию самих утопающих. Проще говоря, если чего-то не
хватает, то напишите плагин сами. Тем более что примеры исходных текстов
плагинов также представлены на сайте программы, поэтому даже не очень грамотный
в программировании пользователь сумеет написать нечто подобное просто по
аналогии.
ATI в Linux
Ядра системы серии 2.4.* и четвертая версия XFree86 осуществляют
поддержку DRI (Direct Rendering Infrastructure), которая позволяет реализовывать
3D-режим в Linux-системах. Таким образом, особых проблем с работой в нем для
пользователя ОС Linux давно нет. Более того, компания ATI поставляет драйверы
для своих видеокарт в исходных текстах, что дает возможность встраивать их в
ядро системы. Кстати говоря, такой подход представляется мне куда более
последовательным, чем позиция NVIDIA, распространяющей драйверы для своих карт в
откомпилированном виде.
Первым делом владельцу карты Radeon следует позаботиться об
общих вопросах, а именно об установке библиотеки OpenGL. Как правило, пакеты со
свободной версией этой библиотеки содержат в своем названии слово Mesa (именно
так и называется свободная версия OpenGL). Скорее всего, этот пакет имеется в
вашем дистрибутиве, но если это не так, то найти последнюю версию можно на сайте
www.mesa3d.org. Только на всякий случай
после установки пакета проверьте результат командой glxinfo.
Затем можно браться за конфигурирование системы X-Window.
Дописываем в секцию Section "Module" следующие строки:
Load "glx"
Load "dri"
Load "GLcore".
А в секцию Section "Device" - такие:
Identifier "Radeon"
Driver "ati" (если не работает, то вместо "ati" попробуйте указать "radeon").
После этого нужно перейти в консольный режим и ввести команду
glxgears. По большому счету, теперь все должно работать так, как нужно. Осталось
только добавить в файл/etc/modules.conf строку radeon (по названию модуля). Если
же вы используете дистрибутив BSD-стиля, то в файл rc.modules следует вписать
строку /sbin/modprobe radeon.
NVIDIA в Linux
Графический сервер операционной системы Linux, как известно, в
своей свободной интерпретации отказывается использовать возможности чипсета
NVIDIA на полную катушку. "Благодарить" за это нужно производителя чипсета,
который несколько запутал ситуацию с драйвером видеоадаптера собственного
производства. Проще говоря, на сегодняшний день имеются два драйвера: один из
них свободный и устанавливается по умолчанию в большинстве дистрибутивов, второй
распространяется в виде откомпилированного модуля, и его следует устанавливать
самостоятельно. При этом 3D-режим поддерживает только второй (да и вообще он, по
правде сказать, лучше первого - даже самые упертые сторонники чистого GPL
потихоньку переходят на использование этого драйвера).
Стало быть, единственным решением проблемы NVIDIA в Linux
является установка фирменного драйвера. Вот по этому адресу:
www.nvidia.com/object/linux.html можно выбрать и скачать нужный вариант.
Затем этому файлу с помощью команды chmod +x <имя файла> придается статус
исполняемого. Его запуск нужно производить с правами пользователя root из
текстовой консоли. Во всем остальном положитесь на скрипт, разве что вам
придется ответить на несколько обязательных вопросов.
Дальнейшая работа сводится к правке файла XF86Config.
Редактировать предстоит только одну секцию - Device. Она должна выглядеть
примерно так:
Section "Device"
Identifier "NV AGP"
VendorName "nvidia"
Driver "nvidia"
BusID ":" (для того чтобы узнать значение, введите команду lspci)
EndSection
Section "Device"
Identifier "NV AGP TwinView"
VendorName "nvidia"
Driver "nvidia"
BusID ":" (для того чтобы узнать значение, введите команду lspci)
Option "TwinView"
Option "SecondMonitorHorizSync" "31-82"
Option "SecondMonitorVertRefresh" "55-120"
Option "TwinViewOrientation" "RightOf"
Option "MetaModes" "1280x1024,1280x1024;
1024x768,
1024x768"
Option "ConnectedMonitor" "<тип монитора>"
EndSection.
Остается в разделе Screen поменять значение Device на NV AGP, и
основная часть работы позади. Затем следует указать системе, что запускать надо
именно этот драйвер. Делается это командой echo "alias char-major-195 nvidia"
>>/etc/modules.conf. А если есть желание повозиться с настройкой драйвера,
используйте команды, список которых можно получить, набрав nvidia-installer.