Интернет Пресс - программы для Windows и Linux, статьи и материалы о компьютерах, бизнес-предложения.
Главная | Новости | Статьи | Веб-мастеру | Призы и подарки | Архив | RSS-канал | Карта сайта
Написать письмо автору сайта
Поиск
 

Hardware

Мобильное будущее. От чемоданчиков до смарт-коммуникаторов
 | 13:56:00 , 17 Марта 2005

Автор: Антон Жучков
http://www.computery.ru

Мобильные технологии незаметно, но прочно обосновались в нашей жизни. Мы общаемся друг с другом по мобильному телефону, составляем расписание на неделю в органайзере карманного компьютера, слушаем музыку с карманного опять-таки MP3-плейера, а то и делаем все это одновременно, если у нас есть мобильное устройство, объединяющее все вышеперечисленные функции.

Рассуждая о привычности этого мобильного зоопарка для среднего жителя среднего российского города, нельзя не поразиться скорости эволюции, скажем, мобильных телефонов. От довольно солидных по весу и стоимости чемоданчиков, которыми любили щегольнуть новые русские в начале 90-х годов, до миниатюрных и действительно мобильных устройств, которыми сегодня пользуются многие школьники для того, чтобы элементарно списывать в классе.

Вполне возможно, что лет этак через двадцать и мы будем смотреть на современные КПК и мобильники как на выходцев из палеозоя, не понимая, как таким барахлом вообще когда-то можно было пользоваться. Понятно, что предугадывать будущее - занятие довольно бесполезное. Будущее чаще всего превосходит все наши самые смелые ожидания. Однако лет на пять-десять вперед заглянуть все-таки хочется, и, что самое главное, это сделать можно. Ведь технологии, которые сегодня только-только придумывают, испытывают и создают первые прототипы устройств на их основе, как раз через пять-десять лет достигнут кармана конечного потребителя, то есть нашего с вами. Итак, что же день грядущий нам готовит?

Источники питания

Для любого мобильного устройства необходимы надежные, практичные, а главное "долгоиграющие" источники питания. Это раньше, когда карманный компьютер был похож по функциональности на продвинутый микрокалькулятор, он мог спокойно работать десять-пятнадцать часов от четырех пальчиковых батареек. Сегодняшние карманные мультимедиа-комбайны требуют совершенно других мощностей. Поэтому ученым приходится ломать голову над новыми, более эффективными источниками питания.
В начале 90-х годов прошлого века появились сообщения о создании так называемых топливных элементов. По сути, это химические источники энергии, которые превращают топливо (метанол и водород) в электроэнергию. Их главный козырь - доступность и дешевизна собственно топлива, а также весьма высокая емкость (в семь-девять раз выше, чем у литиевых аккумуляторов). Представьте наладонник, у которого вместо индикатора заряда батарей - что-то вроде автомобильного бензометра, а заряжать его надо, заливая горючее в бак или вставляя газовый баллончик. Между тем, есть все шансы, что такие устройства появятся в ближайшем будущем.

Например, на выставке COMTEX в этом году компания Hitachi представила прототип КПК, работающий на смеси метанола и водорода. Устройство весит около 700 грамм, но компания заявила, что в течение ближайшего года планирует уменьшить вес до значений, сравнимых с весом современных наладонников. А пока Hitachi предлагает с помощью топливных элементов заряжать обычные аккумуляторы мобильных устройств. Такой зарядник фирма представила в октябре на выставке CEATEC в Японии.

У других компаний тоже есть похожие разработки. Этот вид источников питания имеет огромные перспективы, ведь топливные элементы, с экологической точки зрения, - идеальные батареи будущего. Уже сейчас они используются в автомобильной промышленности, есть даже серийно выпускаемый автомобиль на топливных элементах (Toyota).

Впрочем, существуют гораздо более фантастические разработки. Например, как вам идея заряжать батареи мобильного устройства с помощью миниатюрного турбинного генератора? Меж тем ученые из Бирмингемского университета утверждают, что им удалось создать миниатюрный генератор (порядка нескольких миллиметров в диаметре), который способен вырабатывать энергии в 300 (!) раз больше, чем батарея аналогичного размера. Существуют два типа таких микрогенераторов. Один работает на сжатом газе (то есть от баллончика типа сифонного), другой - на обычном пропане, который применяется в зажигалках. Несколько таких генераторов, собранных в турбину (называемую микропистоном), вырабатывают мощность 10-50 Вт при собственной массе 30 грамм. Другими словами, ученые обещают, что можно будет заряжать мобильник с помощью небольшой порции газа от зажигалки. В будущем даже можно вообще избавить мобильные устройства от батарей и оборудовать их емкостью для газа, на котором они будут работать в триста раз дольше. Коммерческие образцы ожидаются к 2010 году.

А вот еще одно предложение, уже от сотрудников Массачусетского технологического института. Они нашли способ преобразования света в электричество с помощью механизма фотосинтеза, который природа уже несколько миллионов лет использует для получения энергии. Недавно ученые создали прототип элемента, способный генерировать электричество при помощи растительных белков. В качестве реагента используются протеины, выделенные из хлоропластов обычного шпината. Такая "шпинатная" батарея способна преобразовывать в электричество до 12% падающего на нее света, а ученые обещают довести это значение до 20% в самое ближайшее время за счет использования нескольких протеиновых слоев.

Но обычные аккумуляторы пока рано списывать со счетов. Постоянно ведутся разработки, направленные на то, чтобы "впихнуть" большее количество энергии в меньший объем. В этой связи очень перспективными являются серебряно-полимерные аккумуляторы, коммерческие образцы которых будут готовы к концу этого года. Раньше аккумуляторы на основе серебра использовались в военной и космической промышленности, однако ряд факторов ограничивал их широкое применение. Сегодня недостатки удалось преодолеть, и серебряно-полимерные аккумуляторы являются неплохими заменителями традиционных батарей. Судите сами: емкость 2500 мА/ч, масса 38 г, выходное напряжение 1,5 В. При этом отсутствует эффект памяти, эффект саморазряда очень мал, реализован так называемый планарный форм-фактор (то есть батарея может быть плоской) - неплохо, да?

Дисплеи

Надо сказать, что инженеры в области разработки дисплеев в определенном смысле достигли предела. Дальнейшее увеличение площади дисплея невозможно: мобильное устройство перестанет быть мобильным. Увеличение же разрешения дисплея приведет к получению на выходе слишком маленького и невнятного изображения. В этой ситуации каждый разработчик выкручивается по-своему.

Например, британская компания Psion предложила пользователям раскладывающийся экран. Ее многоэкранный коммуникатор ACE раскрывается, подобно вееру, обнаруживая внутри себя три жидкокристаллических дисплея вместо одного. Утверждается, что подобная конструкция может быть особенно полезна при видеочате с несколькими собеседниками одновременно и для просмотра информации, необходимой для беседы, на одном из дисплеев.

В другом устройстве Psion, карманном компьютере Halo, проблема дисплея решена еще кардинальней - его просто нет. Вместо этого миниатюрное устройство оборудовано проектором, который способен превратить в дисплей любую поверхность (например, ладонь пользователя). Носить Halo надо на шее, а управляется он с помощью микрофона. Весьма необычный девайс, не правда ли?

В общем, в среде разработки устройств отображения информации наблюдается явная тенденция в сторону виртуализации дисплеев. Другими словами, что делать, если в компьютере нет места для дисплея? Надо этот дисплей вынести из компьютера и сделать виртуальным. В качестве примера можно привести так называемый near eye display, что, если переводить дословно, означает "дисплей рядом с глазом". Помните, как различная служебная информация отображалась прямо перед светлыми очами синтетических героев фильмов "Терминатор" и "Робокоп"? Что-то похожее ждет и нас в ближайшем будущем.

Подобные разработки ведутся уже довольно давно и являются логичным развитием концепции мини-дисплеев в видеокамерах. Идея заключается в том, чтобы проецировать визуальную информацию прямо в глаз пользователя. До недавнего времени все приемлемые решения в этой области были весьма дороги и по этой причине недоступны для рядовых покупателей. Прогресс, однако, не стоит на месте, и появляются устройства, которые смогут в будущем если не заменить, то потеснить традиционные жидкокристаллические дисплеи.

Например, компания Eyetop недавно продемонстрировала на выставке CeBIT прототип дисплея для мобильных устройств, встроенный в очки. Он позволяет получить картинку разрешением до 1024 х 768 пикселей и с 65 000 цветов. Виртуально такой дисплей находится не прямо перед глазами, а в двух метрах от вас, при этом не заслоняет вид. Так что можно прогуливаться по улице, смотря фильм или общаясь по видеочату с приятелем, не рискуя при этом врезаться в прохожего или попасть под машину (а группу санитаров при этом никто вызывать не кинется? - Прим. ред.).

Компания IO2 Technology пошла еще дальше. Ее специалисты рассудили, что раз воздух - это смесь газов, то есть среда с определенными характеристиками, то можно разработать технологию, которая позволяет создавать изображение прямо в воздухе. И разработали. Их проектор позволяет проецировать в пространстве плоское изображение довольно большого размера (до 27 дюймов по диагонали). Честно скажу, изображения на сайте компании больше всего напомнили мне похожие проекторы из "Звездных Войн" ("Помоги мне, Оби-Ван Кеноби!" - помните?). Вот уж действительно - фантастика наяву. Пока еще не удалось решить проблему недостаточной четкости изображения, да и сам проектор еще слишком велик, но: вспомним все тот же мобильный телефон начала 90-х и сравним его с сегодняшними устройствами. Тревожное чувство надежды появилось?

Устройства ввода

При проектировании устройств ввода информации для наладонников и мобильных телефонов возникает та же проблема, что и при разработке дисплеев, - недостаток места. Кнопочки становятся все меньше, самих кнопок становится меньше, все это создает существенные неудобства при попытке набрать сколько-нибудь значительный текст. Понятно, что существует перьевой ввод и всякого рода внешние клавиатуры для КПК и телефонов, но все они довольно неудобны. Виртуальные клавиатуры на экране КПК мелкие и занимают много места, а внешние "клавы" приходится таскать с собой до тех пор, пока они не понадобятся. Что же могут предложить ученые в плане ввода информации в мобильные устройства?

Конечно же, разработчики клавиатур пошли по тому же пути, что и разработчики дисплеев. Если устройство не помещается в КПК или мобильник - надо сделать его виртуальным или вынести наружу. Например, виртуальная клавиатура Pin Change от Matsushita и похожая на нее разработка компании VKB проецируют изображения клавиш прямо на стол, где на них можно "нажимать", вводя, таким образом, текстовую информацию. Принцип работы подобного устройства довольно прост. Свет от излучателя (в инфракрасном диапазоне) отражается от пальцев пользователя, и это отражение попадает в приемник. На основании этой информации делается вывод, какая "клавиша" была "нажата". Такие виртуальные клавиатуры уже есть на рынке, остается дождаться, пока технология станет достаточно миниатюрной и приемлемой в плане энергопотребления, чтобы можно было ее внедрять в мобильные устройства.

Также недавно появилась виртуальная клавиатура, один взгляд на которую заставляет вспомнить ряд фантастических фильмов. Это разработка фирмы HoloTouch. Она представляет собой голографическое изображение, которое с помощью специальных сенсоров реагирует на "прикосновения". Ей не нужна поверхность, как инфракрасным клавиатурам, ведь она представляет собой голограмму, плавающую в воздухе прямо перед вами. Когда удастся применить эту разработку в мобильных устройствах - пока неизвестно. Но раз технология есть, то ее будут стараться применить во всех областях, где это будет выгодно. А рынок мобильных устройств является одним из самых прибыльных и бурно развивающихся. Намек ясен? Значит, будем ждать.

Конечно, как говорится, не клавиатурами едиными жив КПК. Даже, скажем больше, клавиатура - не самое удобное устройство ввода. Гораздо менее удобное, чем, например, голосовой ввод информации. Идея общаться со своим компьютером голосом очень привлекательна. Над задачей распознания компьютерами естественной человеческой речи уже давно трудятся тысячи ученых. Надо сказать, что определенных успехов они добились.

Программные модули, способные распознать ограниченный набор команд, произнесенных голосом одного конкретного человека, давно встраиваются в мобильные телефоны. Но прогресс в этой области не стоит на месте. Например, еще в прошлом году компания Intermec Technologies представила программу голосового ввода для своего мобильного компьютера Intermec 700. Эта программа называется SyVox и использует собственную технологию Intermec, которая устраняет необходимость приспосабливать всю систему к индивидуальному голосу, что именно и является бичом современных систем распознавания речи.

До сих пор все начинания на почве голосового ввода наталкивались на небольшую вычислительную мощность мобильных устройств, явно недостаточную для качественного распознавания текста. На сегодняшний день высокая производительность означает повышенное энергопотребление. В этом свете еще более важной выглядит разработка новых, более мощных источников питания, о чем мы говорили в первой части обзора. Глядишь, лет через пять мы сможем сказать своему наладоннику: "Я хочу назначить встречу на десятое число с Василием Пупкиным, в 15:00". И будем уверены, что наладонник поймет эту фразу и внесет в органайзер соответствующую запись.

Печать

Печать? В мобильном телефоне? Нет, не подумайте ничего плохого, я в своем уме. Действительно, лет пять назад ни о какой печати с помощью мобильного устройства и говорить не приходилось. К слову, она и не особо была нужна. Но вскоре обнаружилось, что существует масса вещей, которые неплохо было бы напечатать прямо из мобильника. Например, контакт из его адресной книги. Или лист электронной таблицы из наладонника. Или информацию с веб-сайта, на который вы зашли опять-таки с помощью своего КПК.
В результате разработчики задумались над способом передать информацию из мобильного устройства на принтер. Решение было найдено быстро, и стали появляться принтеры с инфракрасными портами и (позже) со встроенными Bluetooth-адаптерами.

Проблема печати с мобильников была решена.
Только вот незадача - мобильное устройство на то и мобильное, чтобы носить его с собой и использовать при необходимости. Соответственно, потребность получить твердую копию нужной информации тоже может возникнуть где угодно. Можно, конечно, таскать с собой и принтер, но самый компактный из них будет, по меньшей мере, с книгу - по размеру листа бумаги. Плюс бумага, ведь на чем угодно принтер печатать не будет. В результате неизвестно, когда это все понадобится, а места займет порядочно.

Все эти проблемы махом решает технология RPMT от компании PrintDreams, которая вот-вот появится на рынке. RPMT расшифровывается как Random Movement Printing Technology, что в переводе означает "технология печати произвольными движениями".

Печать с помощью RMPT-принтера выглядит так. Вы вынимаете из кармана принтер размером с мобильник и по интерфейсу Bluetooth загружаете в него данные со своего телефона или КПК. Затем берете принтер в руку и начинаете водить им по листу бумаги перед вами. Принтер отслеживает все параметры движения вашей руки, включая повороты, изменения направления и скорости движения, и выводит картинку на бумагу там, где вы провели им по поверхности. Удобно, не правда ли?

При этом таким принтером можно печатать практически на любой ровной поверхности. Например, на сайте компании www.printdreams.com можно посмотреть на веб-страничку, напечатанную на бумажной салфетке из какого-то кафе. Выглядит довольно неплохо.

Интеграция

Сегодняшние мобильники и КПК уже далеко не те простенькие устройства, которыми они были в начале своего развития. В них встраивают фото- и видеокамеры, музыкальные и видеоплейеры, телевизоры, мощные органайзеры и веб-браузеры. На рынке появляются экзотические модели с устройствами для распознавания отпечатков пальцев, пульсометрами и ускорителями трехмерной графики. В целом все движется к созданию универсального мобильного устройства, которое сможет удовлетворить самые разнообразные потребности пользователя.

Например, на фоне бурного развития беспроводных технологий может сильно измениться самая главная функция мобильников - коммуникационная. Недавно известным VoIP-провайдером Skype было предложено ПО для мобильных устройств, позволяющее использовать беспроводную технологию WiFi для подключения к услугам этого провайдера. Это означает, что вы можете практически бесплатно позвонить со своего наладонника на любой Skype-клиент в любую точку мира из любого места, где есть хотспот WiFi. Или на любой телефон в мире за весьма небольшую плату. Подобные акции способны серьезно повысить спрос на мобильные устройства, оборудованные WiFi, поскольку услуги IP-телефонии значительно дешевле услуг телефонии традиционной. Неудивительно, что компании-разработчики уже сейчас начинают выпускать КПК с клиентами VoIP, включенными в штатное программное обеспечение.

Причем наблюдается тенденция к интеграции не только технологической, но и, так сказать, социальной. Как ни банально это звучит, мобильные технологии все активнее входят в нашу с вами жизнь. Входят, занимают свое место в обществе и меняют это общество, организуя новые модели поведения, новые способы взаимодействия и новые методы решения старых проблем.

К примеру, японский гигант мобильной связи NTT DoCoMo недавно объявил о начале продаж сотовых телефонов, оборудованных специальным чипом FeliCa, что позволит использовать мобильник в качестве электронного кошелька и расплачиваться с его помощью в магазинах, на вокзалах, в аэропортах и в любых других местах. Для этого нужно будет просто приложить телефон к сканеру. Удобно? Несомненно. Кошелек можно с собой вообще не носить (по крайней мере, в городе). Утверждается, что безопасность таких телефонов с функциями кредитной карты будет обеспечиваться на уровне обыкновенных кредиток. Кроме этого телефон с FeliCa можно будет использовать в качестве цифрового ID.

Другими словами, можно предположить, что в будущем функции паспорта вполне могут перейти к мобильным телефонам, которые к тому времени, скорее всего, и называться будут совсем по-другому, и основная функция телефона (разговорная), собственно, будет в них всего лишь одной из многих.
Недавно известное издание Popular Science опубликовало прогноз. Эксперты предположили, как будет выглядеть и действовать наладонник будущего. Это устройство, названное "умным" коммуникатором, по их мнению, должно сочетать в себе функции КПК, сотового телефона и ноутбука. Предполагается, что основной конструктивной особенностью устройства будет гибкий OLED-дисплей. В свернутом состоянии коммуникатор спокойно поместится в кармане, а небольшого дополнительного дисплея вполне будет достаточно для функциональности КПК.

При необходимости устройство будет раскрываться до размера обычного пятнадцатидюймового дисплея, проецировать на стол клавиатуру и использоваться как настольный компьютер. Естественно, коммуникатор будет оснащен и беспроводными функциями. Например, он может быть использован как выносной жесткий диск для работающих рядом компьютеров. Кроме того, благодаря своим сенсорам, "умный" коммуникатор будет адаптироваться к окружающей обстановке. Скажем, замерять уровень шума и в зависимости от этого регулировать громкость звонка:

Заключение

Список устройств и технологий, которые разработчики пытаются встроить в КПК и мобильники, может занять не одну страницу, а рассказать о них всех в рамках журнальной статьи решительно невозможно. Рано или поздно описанные в этом обзоре идеи и технологии найдут воплощение в реальных моделях мобильных устройств на рынке. Скорее рано - ведь в технологическом плане их развитие идет прямо-таки семимильными шагами. А может быть, появятся другие идеи и другие технологии, которые в корне изменят саму концепцию мобильных устройств, сделав их еще удобнее и практичнее. Ведь будущее чаще всего превосходит все наши самые смелые ожидания. Интересно другое - лет через пятнадцать-двадцать и все эти такие передовые сегодня технологии тоже устареют. Представляете?

Думай, что говоришь, как говоришь и где!

Иногда новые функции, которыми создатели наделяют свои творения, просто забавны и не несут особого практического смысла. Например, серьезная дизайнерская компания Ideo (в числе ее разработок такие продукты, как Palm V и мышки Microsoft) озаботилась тем, что часто люди слишком громко разговаривают по сотовому телефону в общественном месте. Надо сказать, что в Нью-Йорке, например, подобное поведение считается нарушением общественного порядка и карается штрафом до 50 долларов. Сотрудники Ideo предложили несколько решений, которые могут снизить "асоциальность" мобильников.

Например, их первая модель, SoMo1, была оборудована: электрошокером. Человек, разговаривающий по такому телефону, получает несильный электроразряд в случае, если его собеседник на другой стороне говорит слишком громко. Подобные телефоны предлагается выдавать нарушителям-рецидивистам, не раз оштрафованным за слишком громкий разговор по мобильному в ресторанах, театрах или музеях. Вторая модель, SoMo2, содержит в памяти впечатляющий набор, так сказать, типовых фраз, которые вы произносите, разговаривая по телефону. Что-то вроде "Ага!", "Хм:" или "Да что ты говоришь?!". Таким образом, вы можете отвечать на реплики собеседника, просто нажимая нужную кнопку, не произнося ни слова там, где это неудобно.

Третья модель, SoMo3, выполнена в виде маленького музыкального инструмента, похожего на кларнет. Набор номера осуществляется проигрыванием мелодии, каждая цифра номера заменена нотой, которую надо проиграть. В результате, набор номера превращается в своего рода представление, которое не каждый захочет выставлять напоказ, поэтому вынужден будет уединиться. В SoMo4 мелодии звонков заменены звуком стука в дверь. Чтобы позвонить кому-нибудь, вы выбираете номер и стучите в заднюю стенку телефона. Ваш стук кодируется и транслируется на телефон вашего собеседника и звучит в качестве сигнала вызова. Идея разработчиков в том, что по типу стука абонент может определить срочность звонка, ведь есть большая разница между нерешительным постукиванием в случае звонка по незначительному поводу и оглушительным грохотанием в случае чрезвычайной важности.

Разработки Ideo не являются коммерческими прототипами, скорее это приглашение к диалогу. Компания хотела показать, что стоит озаботиться не только (и не столько) интеграцией всевозможных технологических новинок в мобильные устройства, но и интеграцией самих мобильных устройств в общество. Другими словами, думать нужно не только об удобстве пользователя, но и об удобстве тех, кто этого пользователя окружает.

Источник: http://www.izcity.com



Оценок этой статье - 2. Средний балл - 5.00 Просмотров - 14620

Выставить оценку статье:


Читайте также:

  • Доступный кинотеатр. Мультимедийный проектор Acer PD112
  • Телевизор - на пенсию! ТВ-тюнер Beholder Behold TV 403 FM
  • RAID в домашнем компьютере
  • Обзор мультимедийной клавиатуры Defender Luna KM2080
  • Линейка комбайнов Hewlett-Packard PSC xxxx
  • Восстановление поверхности исцарапанных CD дисков.

    Все статьи рубрики Hardware





  • Поиск
     

    Размещение рекламы | Контакты

    Главная | Новости | Статьи | Веб-мастеру | Призы и подарки | Архив | RSS-канал | Карта сайта

    Вверх
    Copyright © 2004 - 2018 г. При перепечатке гиперссылка на «Интернет Пресс» обязательна.

     

    Rambler's Top100