Имеющий правильные колонки - да поимеет все, что нужно иметь
вместе с колонками. Имеющий не очень правильные - да заменит их со временем на
девайсы получше. Да встретят желающие нахально поиметь потребителя звуковой
аппаратуры со стороны оного достойное сопротивление. И да помогут потребителю
наши многосерийные заметки. В основном носящие весьма серьезный характер.
Иногда, включая утром древнюю заводную рок-музыку, или включая
вечером вполне современную электронику, я вспоминаю о том, что слушаю ее на
звуковом аппарате определенной конфигурации и с определенными техническими
характеристиками. Также имеет большое значение, каким образом этот самый аппарат
поставлен. Чтобы было удобно загружать в <шахту> компакт-диски и крутить ручку
громкости на усилке. Чтобы в большей части обитаемого пространства комнаты
наблюдался нормальный пространственный эффект; если не многоканальный Dolby, то
хотя бы стереоаппаратура пусть отрабатывает честно. И при всех этих маленьких
радостях пусть в комнате после установки колонок и прочего останется достаточно
места для хозяина и его гостей.
Но это - мой собственный комплект железа, собранный с учетом
личного вкуса. Часть девайсов приобретена много лет назад. Что бы делал автор
этих заметок, если бы стал собирать домашний звуковой аппарат, к примеру, завтра
утром? Что можно посоветовать людям, у которых чуть больше (или меньше) денег, у
которых слегка (или очень сильно) отличается набор любимых записей? Попробую
дать ряд самых общих рекомендаций. Чтобы вместо странных фраз, напоминающих о
разговорнике <Язык Заграницы для персонажей с большими мешками>, вы могли задать
продавцу ряд грамотных вопросов по существу. А дальше - разобраться
самостоятельно, что нужно именно вам. И насколько сильно оно нужно.
Для начала - самая элементарная теория. В диапазоне примерно от
школьной физики до основ электроакустики и психоакустики. Постараюсь применять
поменьше специальных терминов, а которые применю - тут же и расшифрую. Для тех,
кому основная история покажется слишком элементарной, в тексте скрываются
параллельные ей Уголки Маньяка. <Отож сідайте зручненько, та слухайте уважненько>
(с) Дід Панас, 19хх.
Динамик и его
мощность.
Динамический громкоговоритель, он же динамик, работает по очень
простому принципу. У нас есть постоянный магнит из специального сплава, вдоль
которого под действием переменного напряжения движется катушка проволоки.
Условно примем направление движения <вперед> за то состояние, когда уровень
сигнала нарастает, и <назад> - когда убывает. К катушке крепится диффузор. Если
смотреть строго спереди, он круглый, а если под различными углами - увидим
гиперболоид, полусферу, либо еще какую-нибудь криволинейную поверхность. Так
диффузор и гоняет воздух туда-сюда, пока на динамик подают напряжение.
Вообще, деталей в динамике больше, но эти три - основные.
Начинающему юзеру полезно знать, что от повышенного напряжения катушка может
сгореть, а диффузор - порваться. Постоянные магниты имеют дурное свойство
<рисовать> цветные пятна на ЭЛТ-мониторах и телевизорах, а при сильном ударе,
либо же в поле другого магнита их свойства частично ослабевают.
Основные характеристики динамика:
- мощность, при подаче которой обеспечивается уровень
искажений в заданных пределах называется номинальной. Максимальной
долговременной называют мощность, которую динамик выдержит в течение
нескольких часов без механических и электрических повреждений. Максимальной
пиковой называют допустимую мощность кратковременных выбросов сигнала
длительностью в пару миллисекунд и меньше;
- стандартное звуковое давление. Давление, которое создает динамик на
расстоянии 1 м вдоль своей оси при подаче 1 Вт электрической мощности. Динамики
для стационарных колонок создают давление 85:95 дБ. Впрочем, <громкий> и при
этом достаточно дешевый девайс может выдать почти 110 дБ. Тогда зачем вообще
нужны динамики с давлением 90 дБ? - спросит озадаченный юзер. Чтоб лучше
обстояли дела с низкими частотами и уровнем искажений. Почему так получается, мы
поговорим позже.
- номинальное сопротивление. От него зависит, насколько динамик может
нормально работать с конкретной моделью усилителя. Есть усилки, которые требуют
только 8- или 16-омных динамиков, а при меньшем сопротивлении работают
нестабильно и сильно искажают низкие частоты. Общее правило: при увеличении
сопротивления динамика в 2 раза мы получаем уменьшение мощности почти вдвое.
Зато правильнее передается <низ>. И наоборот. Некоторые усилители спокойно
выдерживают работу с нагрузкой 2 Ом. Получается громко, но грязно.
- - Уголок маньяка- -
- -
Кстати, сопротивление динамика зависит от частоты. В случае
катушек индуктивности и конденсаторов общеизвестный закон Ома работает немного
иначе, поскольку на катушке ток отстает от напряжения по фазе, а на емкости -
опережает напряжение. Поэтому сопротивления этих элементов складываются векторно.
А кроме электрических параметров здесь нужно учесть еще механические. Кто
серьезно интересуется электроакустикой, читайте специальную литературу. Обычному
юзеру достаточно знать, что на <низких> у динамика есть резонанс.
- - Выход из Уголка Маньяка
- - (при выходе сдвиньте фазу на место!!!) - -
- - Частоту резонанса -
- мы упомянем обязательно. На этой частоте происходит
характерное взаимодействие электрических и механических параметров. Подвижная
система начинает возбуждаться. Получаем подъем низких частот с повышенными
искажениями. Резонанс легче всего обнаружить, подав сигнал с генератора
синусоид. Когда попадете на нужную частоту, это слышно сразу. - -
Что делать с низкочастотным резонансом? Поместить динамик в
правильный корпус. А правильный - это деревянный или пластиковый? Закрытый или с
фазоинвертором? О корпусах поговорим отдельно и весьма подробно.
Какой мощности достаточно домашнему юзеру?
Мощность бытовых колонок обычно измеряется в <правильных> ваттах
стандарта DIN, послуживших также основой для государственных стандартов
советских времен (ГОСТ), либо в <неправильных> ваттах PMPO. Они меряются очень
странными процедурами и часто означают мощность <со смертельным исходом>, при
которой физически разрушаются динамики. Мощность PMPO может составить 100 Вт и
более даже для совсем карликовых активных колонок, которые потребляют 25 Вт от
сети. Но вы можете смело игнорировать это кажущееся нарушение закона сохранения
энергии. После медиа-компании, в которой также поучаствовал Имеющий Уши, на
упаковке или в паспорте, как правило, указываются номинальная и максимальная
долговременная мощность.
Начнем с простых фактов. Нам следует учесть, что:
- уровень шума в обычном жилом помещении составляет 30:40 дБ,
кроме тех случаев, когда окна выходят на стройку или трассу трамвая,
- самый тихий звук в фонограмме должен быть слышен примерно на 20 дБ громче
шумов помещения;
- порог срабатывания акустического рефлекса, когда мышцы наружного уха начинают
<компрессировать> звук и существенно добавлять в него искажения, составляет 79
дБ. Длительное воздействие сигнала с более высоким уровнем приводит к развитию
болезней слуха;
- в музыке вполне допустимы уровни 100:110 дБ, если это кратковременное, пиковое
воздействие. 120 дБ - это уже болевой порог. 130 дБ - лучше сразу удалить уши
скальпелем. Все равно после такого тяжкого испытания толку от них мало. После
пары часов при 140 дБ хирургическое вмешательство излишне. Уши отваливаются
самостоятельно;
- для типичной современной фонограммы разница уровня между тихими и громкими
фрагментами - 10:20 дБ, для классической музыки и акустического джаза он обычно
больше. А для попсы, радикально <отмастеренной> под радиоприемник за 50 грн.,
она уверенно стремится к нулю. Как и удовольствие от прослушивания такой фанеры
на нормальном аппарате.
Отсюда, если опустить промежуточные арифметические операции,
получается, что музыку, в том числе и крайне серьезную, и очень драйвовую,
вполне можно слушать с пиковым уровнем около 100 дБ. Пара стационарных
трехполосных колонок со стандартным звуковым давлением 90 дБ (обычно бывает чуть
больше) при мощности 100 Вт выдаст 102 дБ. Строго говоря, это очень сильно
зависит от помещения и, отчасти, от расположения колонок. Однако мы говорим о
правильном расположении пары колонок в жилой комнате площадью около 20 м2 , в
которой находится обычная мебель (вариант многоканальной системы рассмотрим
отдельно).
Но тогда уровень звука в соседней квартире за качественной
кирпичной стеной составит примерно 60 дБ. В панельном доме вашей культурной программой сможет насладиться целый подъезд. Значит, или слушайте тише (80:90 дБ
по пикам), или звукоизолируйтесь, или заведите себе глухих соседей. Правда,
глухие соседи могут включать на полную мощность телевизор, а это означает, что в
паузах своего телесериала они услышат ваш любимый рок или электронику, а вы на
тихих фрагментах музыки - реплики из их любимого <мыла> или концерта звездунов
эстрады. Так что дополнительная звукоизоляция вполне может быть полезной.
От того, что с концерта или дискотеки выходит народ с
заложенными ушами, вряд ли кому-то есть польза. Конечно, слушать музыку громко -
это cool, и любой cool boy или cool girl, которые любят колбаситься на cool
party, охотно это признают. Но самые хитрые из ди-джеев обычно стоят за пультом
в наушниках. Когда у вас на танцполу 110 дБ, у него в <ушах> всего 90 дБ.
Более громкий звук становится более комфортным только до
определенного уровня. После того как вы заглушили музыкой фоновые шумы, у вас
включается уже упомянутый акустический рефлекс. Вслед за ушами начинает слегка
<запирать> усилитель с колонками. А дальше начинают играть свою коварную роль
отражения звука в помещении. Если при низких уровнях реверберационные помехи
составляют -30 дБ от уровня полезного сигнала, то при высоких - все те же -30
дБ. Уменьшить их можно, только переставив колонки, или акустически заглушив ряд
отражающих поверхностей. Здесь мы снова обращаем внимание читателей на акустику
помещения прослушивания.
Конечно, можно иногда бывать на концертах и вечеринах. Можно и
дома завести пару дисков на большой громкости. Если музыка приятна лично для
вас, это скорее полезно. Вредно слушать то, что слушать совсем не хочется.
Однако, как говаривал великий и ужасный Оззи Осборн, а лет 30 назад был он
воистину и велик, и ужасен: кто хочет громкого звука - пусть идет на лесопилку.
Его завет остается актуальным и для современных музыкантов. Если вы хотите,
чтобы громкий звук нес эмоциональную нагрузку или хотя бы просто физиологически
<впирал>, его нужно иногда чередовать с тихим.
Вспомним слова другого выдающегося героя культуры - Козьмы
Пруткова: <Если у тебя есть фонтан, заткни его: дай отдохнуть и фонтану>. Будем
считать, что я внял. И отправился затыкать фонтан. Чтобы открыть его в следующей
части этих заметок.